ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Муниципального  казенного дошкольного  образовательного учреждения  детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по  художественно – эстетическому  направлению развития детей № 13 с. Арзгир  Арзгирского   района  Ставропольского края

 

 

                                                                                       

 

 

                               

                                                  

"Через красоту - к человечности!"

 

Главная

 

Сведения об ОО

 

Великая Победа

 

Противодействие коронавирусу

 

Противодействие коррупция

 

Антитеррористичес-кая безопасность  

 

Независимая

оценка качества

 

Управляющий совет

 

Новости

 

Безопасный островок

 

Наша жизнь

 

История

 

Интерьер

 

Педагоги

 

Конкурсы

 

Достижения

 

Мой профсоюз

 

Поступление в д/с

 

Полезные ссылки

 

О сайте

 

Гостевая

 

 

 

Педагогическая находка

 

Методическая разработка

образовательной деятельности

мероприятия с  детьми   и  родителями  в  форме экологической  викторины

 

«Полна  чудес могучая природа»

 

в  подготовительной  группе

Автор: Голяк Светлана Васильевна,

воспитатель высшей категории

МКДОУ д/с № 13 с. Арзгир,

Арзгирский район

Аннотация к мероприятию:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.  Экологическая викторина направлена на обобщение знаний детей о животных, растениях занесенных Красную книгу Ставропольского края,  охране природы Мероприятие способствует развитию  логического мышления, речи, активизации внимания, памяти. Дети учатся соблюдать правила игры, уважать партнёров и соперникам  по  игре. Все игры и упражнения  направлены на развитие  экологической  культуры, нравственные представления. У детей воспитывается бережное отношение к природе.

 

Группа: подготовительная                                 

Возраст  детей: 6-7 лет

Автор  конспекта ННОД:  Голяк С. В., воспитатель МКДОУ  д/с  №13 с. Арзгир

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально -  коммуникативное   развитие», «Познавательное  развитие», «Художественно  - эстетическое  развитие»,  «Физическое развитие»

Цели:  обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности ; развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада; расширение, обобщение и активизация словаря.

Задачи приоритетной ОО: 

Обучающие:

Раскрыть роль дерева в жизни каждого человека.

Уточнить знания детей о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.

Расширить знания детей о животных, птицах и растениях занесенных в Красную книгу Ставропольского края.

Развивать   у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Развивать продуктивную деятельность детей.

Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.

Формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

Предпосылки универсальной  учебной деятельности

1.Умение работать  по   инструкции.

2. Умение работать  по  образцу.

3. Умение видеть  ошибки  и  исправлять  их.

4. Умение оценивать  свою  работу.

5. Умение работать   в  паре (  взаимодействие)

6.Умение ориентироваться в учебной книге

Оборудование  для педагога и  детей: атрибуты к инсценировке, экран, мультимедийный проектор, магнитная  доска, аудиозапись со звуками природы,  картинки живой  и  неживой  природы, картинки животных,  птиц,  растений  из  красной  книги, экознаки, материал для оформления стенгазеты, значки для поощрения.

Методы:

-  словесные: комментарий, пояснение, беседа, инструктаж;

-  наглядный: видео, предъявление материала и обсуждение;

-  практический:  творческие и игровые упражнения, минутки здоровья, игровой метод.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-двигательная, творческая.

Предполагаемые  результаты:

-Формирование целостного взгляда на природу,

-ответственное отношение к    окружающей  среде,

-проявление гуманного отношения к окружающей природе,

-проявление  интереса, наблюдательность к окружающему  миру,

-формирование  умения ухаживать  за объектами природы,

-вырабатывания навыков грамотного и безопасного поведения в природе  и быту,

-оформление стенгазеты,

-презентация  деревьев.

Ход мероприятия:       

1. Вводная  часть (мотивационный,  подготовительный этап)

Ведущий:   Здравствуйте, дорогие гости! Добрый день, дорогие дети и  мамы!

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного Ставрополья. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Полна  чудес могучая природа». В викторине примут участие две команды.

Итак, приглашаются  команды  «Юные экологи» и « Экознайки»  (под  музыку  заходят), занимайте свои  места.

Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но мы верим, что вы справитесь.

Давайте, поприветствуем группу поддержки,  которая будет  нам помогать. Самые  интересные моменты  нашей викторины  они  будут оформлять  в стенгазету.

А  сейчас я  всем пожелаю  удачи.

Ведущий:

По традиции в начале игры команды должны поприветствовать друг друга.

 «Представление команд».

Девиз команды: «Юные экологи».

Береги свою планету, Ведь другой на свет нет.

Девиз команды: « Экознайки»: "Мы не хотим стоять в стороне. Мы – за порядок на нашей земле!"

Приветствие команды « Юные экологи»:

Будем бить тревогу вместе,

Потому что все в ответе,     

Как нам в новом веке жить, 

Как природу сохранить!                                            

Приветствие команды «Экознайки»:                              

Есть одна планета – сад,

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Так давайте сбережем 

Наш большой природы дом

Ведущий: Молодцы, ребята по вашему бодрому приветствию мы видим, что вы уверены в своих знаниях и готовы к викторине.

2. Основная   часть (содержательный,  деятельный  этап)
1 конкурс «Разминка»

Ведущий: Вы должны будете ответить на вопросы  по  очереди.   И так начнем проверку знаний с команды «Юных экологов».

1. Сколько месяцев в году?

2. Назовите все времена года.

3. Как называется столовая для птиц?

4. Во что превращается снег при таянии?

5. Что вниз вершиной растет?

6. Как называется наша планета?

7. Капельки влаги на траве?

8. Какая в море вода на вкус?

9. Цветок, распускающийся сразу после таяния снега?

10. Движение льда по реке весной?

11. Во что превращается вода при замерзании?

12. Как  называется наш край?

2 конкурс -  д/и: «Что  лишнее» ( 2 доски с картинками)

Ведущий: Словно крыша над землею,

Голубые небеса 

 А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

И, конечно, я и ты!

 Ведущий: О чём  это  стихотворение? (о природе)

Ведущий: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой  природы?

(живой природы и мир неживой природы).

Ведущий: На доске картинки  живой и  неживой природы  перепутаны,  вы должны определить, что  лишнее.

Для этого задания  нужны по 2 человека  из команды.

Задание для команды  «Юных экологов»- живая  природа, а для «Экознаек»- неживая природа. 

Ведущий: Пока команды работают я  предлагаю: Игру с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:

- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)

- У дуба желуди, а у берёзы…(серёжки)

- У рябины листочки, а у ёлки…(иголки)

- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)

- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

- Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

- Как назвать детеныша коровы? (теленок)

- У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)

- Сколько ног у жука? (шесть)

- У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

- Кабан – какое животное? (дикое)

- Когда земляника поспевает? (летом)

Ведущий: Команды готовы,  пожалуйста,  называйте. А  какие картинки оказались лишними и  почему. Молодцы все правильно справились  с заданием. Картинки  передадим для оформления стенгазеты.

3 конкурс «Знатоки  животных»

Ведущий: А сейчас  вам, друзья, наши  болельщики загадают  загадки  о животных  нашего  края

 Вы смотрите, не зевайте,

 Хором, дружно отвечайте!

Отвечаем по  очереди.   Правильный ответ увидите на экране  (слайд)

1«Юные экологи»

.Хвост  спушистою дугой  вам  знаком  зверёк такой?

Острозубый,  тёмноглазый  по  деревьям  любит  лазать.

Строит он  свой  дом   в  дупле,  чтоб  зимою  жить  в  тепле..(белка).

2«Экознайки»-.Летом ходит без берлоги  Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге   От мороза прячет нос (медведь).

1. «Юные экологи» Кто зимой холодной,  Бродит в лесу злой, голодный? (волк).

2. «Экознайки»-. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки не одной (ежик).

1«Юные экологи».Быстроногий я  зверёк, убегаю со  всех ног,бегать,

 прыгать  я люблю, волка лишь  увижу  я,  убегаю  я  в  поля. ( заяц)

2. «Экознайки»-.Посмотрите - ка  какая  вся горит,  как  золотая,

Ходит  в  шубке дорогой,  хвост  пушистый  и  большой (лиса)

Ведущий: С давних пор наслаждаются люди звуками природы. А  разве мы можем себе представить жизнь  лесов,  полей,  лугов  без  пения птиц.

Наш слух радует, шум дождя, прибой морских волн, трепет осиновых листочков. В следующем конкурсе, прослушав запись, вы должны узнать, какое это явление природы, что за птиц вы услышали. Я предлагаю  всем закрыть глаза.

4 конкурс «Что за звук природы».

(Проведение конкурса с применением аудиозаписи  для «Юнных  экологов»-  звуки леса и для «Экознаек» звуки моря )

Ведущий: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

 И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?( Потому что красный цвет – цвет опасности! )

Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек!

Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? 

Редкие животные, растения и  птицы есть и в нашем крае, селе, которые охраняются законом  и  занесены в Красную  книгу .

5 конкурс  игра – соревнование «Красная книга»

Ведущий: Вам предстоит  такое  задание из предложенных  картинок  нужно  выбрать и  создать страничку  красной  книги. Команде  «Экознайки» - страничку животных, которые занесены в красную  книгу. Команде «Юнные экологи» - растения

А  группе  поддержки  - птиц  занесенные  в  красную  книгу.

(Дети  выполняют - звучит  музыка)

Ведущий: Внимание на  экран, можете  себя проверить, правильно ли вы выполнили  задание. Называем.

Передадим  страницы Красной книги для  стенгазеты.

 Ведущий: А  сейчас,  внимание  на экран, кого  вы видите?

6 конкурс "Шутки  на пол  минутки"  

Ведущий: Шуточные вопросы от Лесовичка  ( слайд)

1.  Хоть улитка и мала, целый домик унесла.

    Отвечайте правдаль это? (Да) Ставлю пять вам детвора.

2. Лебедь плавает в пруду и спит на яблоне в саду.

    Отвечайте правдаль это? (Нет) Это правильный ответ.

3. А может ли тюлень на боку лежать весь день?

    Отвечайте правдаль это? (Да) Ставлю пять вам детвора.

4. Может ли барсук залесть за шишками на сук?

   Отвечайте правдаль это? (Нет) Это правильный ответ.

5. Может ли оса взлететь под небеса?

   Отвечайте правдаль это? (Да) Ставлю пять вам детвора.

6. А может ли мишка, как белка забраться на ёлку за шишкой?

   Отвечайте правдаль это? (Да) Ставлю пять вам детвора.

7 Конкурс «Тайна  природы», зелёная аптека

Ведущий: Ну,  что ж  заглянем  в тайну  природы. В  природе  нет  ни  одного  бесполезного  растения. Весь  зелёный  мир,  это  своего  рода  аптека. Перед  вами  Волшебный сундучок,  как вы  уже догадались  речь  пойдёт  о лекарственных  растениях.

Задание команде   «Юнные экологи»

Нужно по лечебным свойствам узнать растение.

1.Для тех, кто давно мечтал очистить кожу от пятен, веснушек, верным помощником станет именно настой этих цветов. Надо отметить, что отвар этих цветков входит в состав фиточаев, которые нормализуют обмен веществ и применяются для похудения. Кроме настойки и отвара, делают ещё и  мази и масла. Кто  уже догадался, что  это за лекарственное растение ( календула)

2.Чем полезен  подорожник.( листья   прикладывают при  ссадинах,  ожогах  и  укусах насекомых,  высушенные листья  применяют при болях  в желудке)

Задание команде «Экознайки»

1. Отвар из  цветков  какого  растения    применяют при  болях в кишечнике, как успокоительное. В  качестве противовоспалительного  и  обезболивающего средства,  для  полоскания  рта  и  горла (Ромашка)

2. Чем полезен шиповник. (Содержит аскорбиновую  кислоту (витамин С). Пьют отвар или чай из шиповника   для укрепления, повышения иммунитета, профилактики гриппа в холодное время года. Используется шиповник и в лечении повышенного давления, проблем с сосудами)

Молодцы, все  участники команд, что  вспомнили о лекарственных свойствах трав и цветов.

Реб:    Привет тебе, мой край  родной,  с  твоими  тёплыми лесами

           С  твоей великою  рекой  и  неоглядными полями!

Реб: Смотри, как  роща  зеленеет палящим  солнцем  облита, 

      А  в  ней  какою  негой веет от каждой  ветки  и  листа!

Ведущий: Ребята  вы вместе  с  родителями   сделали замечательные  рисунки деревьев, которые  хотели  бы  посадить  у  нас  на  участке  детского  сада   и  теперь  сможете  рассказать  о   них.

8. Защита презентаций «Деревья – земли  украшенья» (домашнее задание) ( берёза, дуб)

Ведущий: Давайте передадим нашей  группе поддержки для  оформления стенгазеты.

Песня  «Праздник дерева»

9. Задание для  мам  «Ромашка: А  знаете ли вы?»

По  очереди, отрываем лепесток, начнём 

с команды  «Экознайки»

1) Что бумага брошенная нами будет лежать на земле более  2 лет, консервная банка- более 30 лет,

полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие  мыши приносят большую пользу, уничтожая  вредных  насекомых,  за  час она ловит 160-170 комаров.

3) Муравьи питаются  насекомыми, уничтожая их  до 100  в день.

4)  Мухи  глухие, у них вообще нет слуха.

5) Акула  всегда  голодна, поэтому глотает  всё что  попало (консервные банки,  шляпы, кастрюли)

6) Куры,  индейки  и  другие  птицы глотают мелкие  камешки,  они  заменяют   им зубы,  помогают  переваривать  пищу.

7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем  весит  сама.

8) Почему утки и гуси выходят  из воды сухими? У  них вырабатывается жирная смазка.  Птицы достают её клювом и  смазывают перья. И  вода к  ним    не  пристаёт.

Ведущий: Вот  какую  интересную  и  полезную  информацию  вы получили.

Звучит музыка

10. Сценка «Дикарь в лесу»

Появляется плачущие муравьишки

Ведущий:

Что случилось, муравьишки?

1-ый муравей:

Нас обидел злой мальчишка.

2-ой муравей:

Он нам лапки отдавил. Муравейник разорил.

Появляется плачущая бабочка.

Ведущий:

Бабочка – красавица,

Что в лесу случилось?

Скажи, какое горе

С тобою приключилось?

Бабочка:

Мальчик злой меня поймал,

Крылышко мне сломал.

Не могу теперь летать.

Как же мне не горевать.

Ведущий:

Как зовут злого мальчика, который вас обидел?

Муравьи:

Егор!

Ведущий:

А где его найти?

1-ый муравей:

Он лежит под кустом, музыку слушает.

Под кустом лежит мальчик, рядом с ним

магнитофон, вокруг сорванные цветы, мусор.

Ведущий:

Подойди сюда Егор,

Серьёзный будет разговор.

Много бед ты натворил:

Муравейник разорил.

На поляне рвал цветы,

Поломал в лесу кусты,

Бабочке крыло сломал.

А ведь ты уже не мал!

Мы не пустим тебя в лес,

Уходи из наших мест!

Муравьи, бабочки (вместе):

Уходи из нашего леса!

Егор:

Не гоните меня! Я не знаю, как правильно вести себя в лесу.

Ведущий:

Ребята, предлагаю научить Егора правилам поведения в лесу.

12. Д/и «Правила  в природе» (Дети выстраиваются полукругом. В руках у них рисунки с графическим обозначением правил поведения в лесу. Дети и  родители по очереди называют правила)

-Соблюдайте тишину в лесу. Вы можете нарушить покой зверей и птиц.

-Не оставляйте в лесу мусор.

-Не трогайте птичьи гнёзда, напуганные птицы, могут больше не вернуться к ним, и птенцы погибнут, не появившись на свет.

-Не ломайте ветки деревьев. Дерево от этого может погибнуть.

-Не ловите насекомых, они не живут вне воли.

-Не рвите цветы. Они могут быть занесены в красную книгу.

Ведущий: Молодцы ребята, но не забывайте, что важно не только знать эти правила, но и соблюдать эти правила.

1 реб: Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

 Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами!

2 реб. Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду её никому не дадим!

3 реб. Берегите землю! Берегите!

Любите родную природу:

Озера, леса и моря.

Ведь это же наша с тобой

Навеки родная земля!

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

 Давайте же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

4 реб. .Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

Ведущий:

 Мы и думали и веселились

 И даже спорили порой,

 Но очень подружились

 За нашею игрой.

 Игра игрой сменяется, кончается игра,

 Но дружба не кончается.

 Ура! Ура! Ура!

А  сейчас мы пригласим нашу группу поддержки  и  посмотрим какая газета  у них  получилась. Полюбуйтесь, какая познавательная газета, мы  её  повесим в холле д/с, чтобы  все  дети  увидели.

3. Заключительная часть  (рефлексивный  этап)

 1. Рефлексия.

Ведущий: Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга!

В жизни, конечно, самое сильное звено – это семья!

Семья – это место, где верят и ждут. Где правят улыбка и любящий взгляд.

В семье разделяют всегда всё на всех: проблемы, удачи и радостный смех.

Так будьте же крепкой, счастливой семьёй, тогда вас печаль обойдёт стороной.

Если  вам понравилась  викторина, то похлопайте  в ладоши,  если  нет, то  потопайте.

 2.Итог

Ведущий: Вот  какие  молодцы, настоящие экологи,  вы  заслужили значки  «Защитники  природы».

И  в заключении   споём  песню «Подари  улыбку  миру»

 

Презентацию к мероприятию можно посмотреть по этой ссылке

 

Используемые источники

С.Г.Якобсон

Т.И. Гризик

 Т.Н. Доронова,

Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования  в соответствии с ФГОС

М.: Просвещение

2016

Н.А.Рыжовой

 «Экологическое образование  в д/с» -Программа «Наш дом  природа»

Москва: « АРКТИ»

2001

С. Н. Николаева

«Юный эколог»- программа экологического  образования

Москва из – во «Мозаика -Синтез»

2010

Н. Кондратьева

« Мы» -программа экологического образования

Воронеж : «Учитель»

2002

Л.Г.Горькова

 

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.»

Москва из-во            «Вако» 

2005

Т.М.Бондаренко

 

«Экологические занятия   с детьми 5 – 6 лет».

Воронеж  из – во «Учитель»

2002

Ю.А. Вакуленко

«Воспитание любви  к природе  у  дошкольников»(Экологические правила, викторины, занятия, игры)

Воронеж  из – во «Учитель»

2020

 

назад